Практикующие врачи сталкиваются с проблемой черезкожного удаления сосудов. А именно - сосудистые лазеры, с длиной волны 532нм, 577нм, 585нм и 590нм имеют ограниченную глубину проникновения луча, что не позволяет этим типам лазеров удалять глубокие и крупные мишени, такие как гемангиомы размером более 5мм и венозные сеточки на ногах. С другой стороны, неодимовые лазеры (Nd:YAG 1064нм) и близкие к ним по физике воздействия лазеры (диодные 930нм, 980нм, 1060нм) хорошо удаляют глубоко залегающие и крупные мишени (вены, гемангиомы), но малоэффективны при удалении сосудов мелкого калибра на лице. Обусловлено это тем, что длина волны 930нм - 1064 нм помимо воздействия на меланин и гемоглобин также поглощается водой и при высоких плотностях энергии теряют селективность воздействия на гемоглобин. Поэтому врачи при удалении мелких сосудов на лице неодимовым лазером нередко получают ожоги.
Основное клиническое преимущество длинноимпульсных
неодимовых лазеров 1064нм заключается в их глубине проникновения, способной достигать 5 – 10 мм при правильном охлаждении эпидермиса. Невидимый свет с длиной волны 1064 нм поглощается оксигемоглобином в 100 раз хуже, чем желтый свет с длиной волны 595нм, излучаемый лазерами на красителях (Baumler W, Ulrich H, Hartl A, et al. Br J Dermatol. 2006;155(2):364-371) Поэтому при работе с сосудами неодимовым лазером требуется более высокий флюэнс, нежели при использовании лазера на красителях (PDL).
Длина волны 1064 (инфракрасный диапазон) поглощается оксигемоглобином примерно в 10 раз сильнее, чем водой, которая является самым распространенным хромофором дермы. Благодаря такой разнице в коэффициентах поглощения и принципу селективного фототермолиза, мы можем успешно применять неодимовые лазеры в косметологии. Однако длина волны Nd:YAG лазера менее селективна, чем излучение других лазеров, работающих в более коротких диапазонах.
Необходимость повышения флюэнса и пониженная селективность вынуждают врача, использующего неодимовый лазер, подходить к процедуре с большей осторожностью, в связи с увеличенным риском нежелательных термических повреждений ткани. С этим недостатком неодимового лазера приходится мириться, так как его длина волны способна проникать в ткань глубже любая другая, что абсолютно необходимо при работе с глубокими сосудистыми поражениями и глубоко залегающими сосудами, недосягаемыми для более короткого излучения.
Сосудистые поражения нижних конечностей, в том числе паутинообразные и варикозные, доставляют неудобства примерно сорока процентам женщин планеты. И хотя поверхностная телеангиоэктазия (диаметром менее 1мм) хорошо реагирует на коротковолновые лазеры, большинство сосудов на ногах либо слишком большие, либо залегают слишком глубоко, чтобы коротковолновые лазеры, вроде KTP (532нм - титанил фосфата калия) могли их коагулировать.
Исследование, сравнивающее эффективность длины волны 532нм (КТП) и длинноимпульсного лазера с длиной волны 1064нм (неодим), показали, что неодим превзошел КТП по удалению сосудов всех диаметров. KTP лазер оказался эффективен при работе с сосудами диаметром менее 1мм, но не пригоден для работы с сосудами большего диаметра (Ozden MG, Bahсivan M, Aydin F, et al. J Dermatolog Treat. 2011; 22(3):162-166).
Большинству синих сосудов для коагуляции требуется воздействие более глубоких длин волн, таких как 1064нм (неодим). Выбор оптимального диаметра пятна и длительности импульса зависят от диаметра сосуда. Многие считают, что диаметр пятна излучателя должен быть примерно равен диаметры сосуда. Это не верно. Чем больше диаметр пятна, тем глубже проникновение лазера. То есть диаметр излучателя подбирается по глубине залегания сосуда, а не по его толщине.
Nd:YAG прогревает сосуд более равномерно, чем короткая волна KTP лазера. Равномерный прогрев позволяет эффективнее склеивать сосуд. Однако за счет более слабого поглощения гемоглобином, для достижения эффекта Nd:YAG лазеру требуется гораздо более высокий флюэнс (плотность потока), чем при использовании KTP (Ross EV, Domankevitz Y. Lasers Surg Med. 2005;36(2):105-116).
Длительность импульса обычно выбирается от 10 до 100 миллисекунд. Более короткая длительность (менее 20мс), сильнее провоцирует пурпуру и чаще приводит к поствоспалительным изменениям пигментации (Baumler W, Ulrich H, Hartl A, et al. Br J Dermatol. 2006;155(2):364-371). Более короткая длительность импульса (менее 40мс) часто требуется для коагуляции мелких сосудов, тогда как большая длительность импульса используется для более толстых сосудов. Большая длительность импульса безопаснее для более темных фототипов, так как увеличение длительности импульса снижает риск повреждения эпидермиса.
Увеличение диаметра пятна излучателя увеличивает глубину проникновения лазера, поэтому бывает полезно при работе с более глубоко расположенными сосудами. Однако, увеличение диаметра пятна увеличивает и болезненность процедуры. Охлаждение эпидермиса играет критически важную роль при работе неодимовым лазером по сосудам на ногах, так как для достижения точки коагуляции требуется высокий флюенс (плотность потока, измеряемая в J/cm2). Рабочий диапазон флюенса при удалении сосудов на ногах - от 120 до 300 Дж/см2, и зависит от диаметра пятна излучателя.